Дети в возрасте до 1 года:
- отсутствует реакция организма (полное или частичное торможение движений) при подаче длительного, достаточно громкого сигнала на недалеком от ребенка расстоянии во время крика (начиная со второй-третьей недели жизни).
- неустойчивая реакция на звуки или реакция только на громкие звуки, выраженная в повороте головы и глаз в сторону источника звука (в 2-3 месяца жизни, реже в 3,5—4 месяца у недоношенных и ослабленных детей). Впервые эта реакция появляется на человеческий голос. На остальные звуки ребенок с нормальным слухом начинает реагировать несколько позже.
- трудности локализации звука (старше 3 месяцев). Первоначально младенцы с нормальным слухом определяют направление звука сбоку – справа или слева, позже – сзади. Важно отметить, что очень маленький ребенок без нарушения слуха поворачивает голову на звук с расстояния не более 3 м, лишь дети старше полугода обращают внимание на звуки, производимые на большом расстоянии – до 5-6 м.
- позднее появление реакции или неустойчивая реакция на имя (старше 8 месяцев);
- плохое понимание обращённых просьб, замедленная реакция на звуки (старше 12 месяцев);
У детей старше 3 лет без развивается поведение, которое помогает компенсировать плохое восприятие речи взрослых:
- ребёнок внимательно смотрит на лицо говорящего (старше 3 лет без дополнительных нарушений);
- у ребёнка поза прислушивающегося (поворот головы в сторону лучше слышащего уха);
- ребёнок лучше понимает обращённую речь, если взрослый сопровождает её жестами, при уменьшении расстояния, при повторении, при возможности видеть лицо говорящего, при хорошей освещённости лица говорящего;
Для получения наиболее полных данных о состоянии слуха ребёнка необходимо обратиться к врачам-сурдологам. В нашем центре с такими детишками работают замечательные коррекционные педагоги!